Канун Крестопоклонной Недели

26 марта, в канун Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, было совершено Всенощное бдение. 

Во время богослужения был совершен чин изнесения Креста.

По окончании богослужения настоятель храма игумен Серафим (Ляхов) обратился к прихожанам:

Всех вас, друзья мои, поздравляю с праздником воскресного дня Крестопоклонной Недели!

По милости Божией мы с вами практически дожили до середины поста. Каждый постится, как может: кто-то постится телесно, кто-то духовно, кто-то постится болезнями. Болезнь – это тоже своеобразный пост, поэтому Господь нас посещает скорбями не для того, чтобы нас помучить, а для того, чтобы нас исцелить от греховных язв, от страстей и пороков.

Церковь, как мудрая мать, так благоразумно устроила, что в середине поста для подкрепления силы верующих, постящихся на середину храма износится Крест, чтобы взирая на распятие нашего Господа, помнили о том, что Он ради нас с вами пострадал, был унижен, оскорблен был, распят, убит и ради нас после этого воскреснет. Чтобы мы с вами не унывали в своем делании постничества.

Каждый постится как может: по мере своих сил, возможности и состояния здоровья. Чтобы нас избавить от этого уныния, Церковь и предлагает нам вспомнить, ради Кого мы с вами постимся. Он за нас отдал свою жизнь, Он за нас страдал. А уж мы ради Него можем попоститься. Это небольшая жертва от каждого из нас. Если каждый из нас хотя бы от одного чего-то одного отречется (от того, что он любит) во время Великого поста, то это будет маленький пост, вклад в дело смирения своей плоти, своих греховных похотей и желаний.

Дай Бог поститься благоразумно и самое главное поститься духовно, потому что пища – это второстепенно. Как сказал Сам Христос, когда получал укор в свой адрес от гордых фарисеев, которые укоряли Его учеников: «Почему Твои ученики, проходя через засеянные поля в субботу (день покоя у евреев, когда нельзя делать никакую работу) срывали колосья, шелушили их и ели эти зерна?» На что Христос ответил, что не человек устроен для поста, а пост дан человеку. [Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошёл в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы. (Мф 12:3-8)]

Действительно, не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф 15:11). Любая пища, входящая в уста, в наш организм, отдав питательные свойства, выходит прочь из нашего тела. А вот то, что выходит из наших уст – это выходит из нашего сердца, из нашей души: гнев, раздражение, злоба, осуждение, ложь, лицемерие. Именно этого нужно опасаться. А пост телесный – это ступенька к посту духовному, но не самоцель.

Да, поститься нужно телесно (опять же по мере своих сил и здоровья), но самое главное – поститься духовно. Откажись от чего-то одного. Ну, допустим, болеешь сахарным диабетом, или больной желудок, язва, у кого-то онкологические заболевания, но хотя бы от мяса откажись – это будет твой пост. Или откажись от курения, от чего-то сладкого (что ты любишь).

А самое главное, конечно, мы должны отказаться от того, чтобы «есть» друг друга, самое главное – не осуждать, не злиться, не ругаться – чего я вам и себе искренне желаю в оставшуюся половину Великого поста.

Аминь.