Попразднство Богоявления

В храме преподобного Сергия Радонежского при УИ ГА вечером 22 января было совершено всенощное бдение и утром 23 января Воскресная литургия в неделю 31-ю по Пятидесятнице, попразднство Богоявления.

По окончании литургии настоятель храма игумен Серафим (Ляхов) обратился к прихожанам с проповедью:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Всех вас, друзья, поздравляю с праздником Воскресного дня! И сегодня во время совершения праздничной воскресной Божественной Литургии мы с вами слышали Евангельское повествование, где Христос, обращаясь ко своим ученикам, выходя на общественное служение, говорит такие слова иудеям:

– Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие.

И действительно, прежде чем Иисус Христос вышел на свое общественное служение, перед Ним Иоанн Предтеча также обращал людей к покаянию и крестил их через покаяние в водах реки Иордан, как бы омывая символически грехи; с тех, кто имел сердечное раскаяние в своих совершенных грехах и желание исправить свою жизнь в русле заповедей Божиих.

Мы с вами, сегодня живущие, также имеем свои слабости и немощи, как и наши предки. В Священном Писании мы читаем такие интересные строки: «Всяк человек ложь», то есть в каждом из нас независимо от чина, звания, положения в обществе (богатый, бедный, царь министр, священник, врач, учитель – ты прежде всего человек) сокрыта большая или маленькая неправда, в каждом из нас есть тот или иной грех, тайная страсть.

Но наше христианское дело не унывать и не отчаиваться, а помнить о том, что Христос – сын Божий – когда-то  и пришел на землю ради таких грешников как я, как вы, как любой из живущих на земле.

Если внимательно почитать Священное Писание, то мы с вами увидим, что во время своей земной жизни Христос общался, как правило, с презренными людьми: с грешниками, с мытарями и блудниками. И получал укор в свой адрес от гордых фарисеев и законоучителей еврейского народа, которые говорили Его ученикам:

– Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? (Мф. 9:11)

На что Христос отвечал:

– Я не жертвы хочу, а милости. Кому нужен врач? Не здоровым, но болящим. [Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. (Мф. 9:12-13)]

Все мы с вами в той или иной степени больны страстями, грехами, слабостями и немощами. И мы приходим в храм Божий как в духовную лечебницу к самому искусному и опытному Врачу – Господу и Богу нашему Иисусу Христу. Ибо Христос две тысячи лет назад взял на Себя грехи всего человеческого рода: все духовные болезни, язвы, страсти, немощи, потому что только Сын Божий мог понести такой тяжкий груз грехов человеческого рода, всех людей, живущих на земле. Мы питаем глубокую надежду, что Господь наш и нас помилует, потому что Он ради нас с вами приходил на эту землю, ради нас с вами пострадал, был распят, унижен, оскорблен, оплеван, прибит гвоздями к древу Креста. И ради нас с вами умер! И ради нас с вами воскрес! Для того, чтобы каждый верующий в него тоже имел бы возможность войти в открытые врата Царствия Божия, которые Христос нам отворил всем своим чудесным воскресение из мертвых. Желаю, чтобы каждый из нас, верующий в Иисуса Христа как в своего Бога и Спасителя, имел бы надежду на милость Божью, потому что Господь нас любит всех одинаково.

Но и мы с вами тоже не должны сидеть сложа руки, ибо Христос в другом месте Священного Писания говорит другие назидательные слова:

– Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. (Мф. 7:21)

То есть мы с вами – люди крещеные – когда-то рожденные свыше от воды и Святаго Духа в таинстве крещения, принявшие дары Святаго Духа в таинстве миропомазания, тоже должны желать своего спасения. Потому что по учению святых отцов спасение человеческой души – это наше с вами соработничество с Богом. Бог желает, чтобы каждый из нас являлся наследником жизни вечной, но и мы с вами должны этого желать и хотеть. И мы с вами должны прилагать к этому хотя бы малейшие человеческие усилия. Покаяние, о котором Христос говорит в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие» – это наилучшее средство наследовать жизнь вечную.

Через покаяние, вспомним, что первый, кто вошел в Царствие Божие – это был грешник, распятый по правую сторону Спасителя. Мы его сегодня называем «благоразумным разбойником». Может быть, он всю жизнь совершал какие-то серьезные преступления, может быть, убивал, может быть, грабил… Мы не знаем суть его грехов, но мы знаем одно, что он был приговорен к смерти за свои грехи. И он, видя рядом с собой Спасителя, в таком же бедственном положении, как и он, прибитого гвоздями ко кресту, исповедует Его Богом, и говорит Ему с покаянием в своем сердце:

– Господи, помяни меня во Царствии Твоем.

Не «спаси»! Он понимал, что недостоин спасения, но только «помяни меня». И Христос, видя веру этого человека, распятого рядом с Ним по правую сторону, видя его покаянное чувство, говорит ему такие замечательные слова:

– Сегодня же будешь со Мною в раю. (Лк. 23:43)

Как видите покаяние отверзло Царствие Божие благоразумному разбойнику.

Дай Бог, чтобы мы были не только разбойниками по своим грехам, но еще и благоразумными! Чтобы мы с вами тоже видели в себе грехи, замечали их, и умели бы в них каяться. И тогда Господь, видя нашу веру, наше упование на Его милосердие, на Его благую помощь и наше покаянное сердце обязательно и нас спасет, и нас сделает наследниками жизни вечной, которую Господь приготовил для любящих Его и верующих в Него.

Спасения, покаяния, веры, надежды, упования я всем нам желаю в этот замечательный воскресный день! С праздником! Доброго здравия! Крепости Веры и духа!

Аминь.